«О страдающих и пишущих людях» – эта фраза могла бы быть первой строкой глубокого, красивого стихотворения, но хочется поговорить с этого ракурса о людях.
Периодически к психологам приходят люди с тем, что я могла бы назвать «душой поэта» или «душой писателя». Не всегда они пробовали себя в литературе, но многие потому, что со школьных лет у них мог не сложиться контакт с теми, кто преподавал им науки о языке, а часто потому, что их близкие не считали какие-то «творческие» профессии приносящими доход.
Иногда это могут быть люди, которые очень много думают, но мало пишут, или люди, которые очень много думают и пишут, просто именно о себе, но не всегда как о лирическом герое, поскольку думы страдающего и пишущего человека часто могут быть очень многотрудны, тяжелы, омрачены фактами несоответствия нашему времени визуальных технологий, эмоциональной и когнитивной поверхностности.
Общим признаком страдающего и пишущего человека я бы назвала огромный интерес к эмоциональной стороне взаимодействия между людьми, а также к судьбам и историям тех, кто их окружает, кого они встречают на своём жизненном пути.
Интерес к судьбам и острая наблюдательность к глубоким внутренним переживаниям – то, что присуще любому потенциально одарённому поэту или писателю, не ставшему таковым или не ставшему таковым в полной мере.
И ещё, страдающие и пишущие люди часто очень идейны, часто – это борцы за свою внутреннюю правду, от чего они очень сильно и страдают.
Часто их идеями является идеализм советского союза, социализм, коммунизм, альтруизм, доступность хорошего для всех, или же это может быть борьба против гонения и притеснения, борьба за свободу в самом широком смысле этого слова, защита тех, кого притесняют и обижают, борьба с отвержением и жестокостью.
Также это люди как правило очень много пережившие, кумулятивная травма, посттравматическое стрессовое расстройство, субдепрессия, депрессия, самоповреждения, глубокие сомнения в выносимости и смысле жизни – также их постоянные спутники.
Как пишут об очень одарённых детях – часто это люди в редком и красивом смысле наивные. А в каком-то смысле наивность равна какой-то глубинной неозлобленности, равна выбору «светлой стороны», равна вере в существенной степени в непреходящие ценности, хотя бы в какие-то из них, особенно в те, которые касаются торжества добра, справедливости, равенства и свободы в широких смыслах.
Это могут быть как «книжные дети», так и те, кто образовывался и образовывается сам в подростковом возрасте и взрослости, или же просто имеет большой внутренний потенциал, а также очень широкий, хоть и непростой жизненный опыт, что позволяет им порождать глубокие и интересные воображаемые сюжеты или позволяет им описывать свою жизнь, глубоко размышлять над ней и судьбами других людей.
Возведение к образу поэта, опредмечивание в себе страдающей и пишущей души как раз и может помочь этим людям найти огромное утешение, контейнирование и поддержку в уже написанном, в литературе, поэзии, текстах музыкальных произведений или даже начать искать и свою собственную дорогу в творчестве.
Спустя какое-то время терапии, на мой взгляд, для человека с душой поэта или писателя целительна и смена фокуса только со своего личного страдания на страдание общечеловеческое, и расширение мировоззренческой перспективы в смысле того, что всё, что мы переживаем, так или иначе, уже случалось в истории.
В завершении хочу привести две символические песни о душе, ценностях, мировоззрении и трудностях, с которыми приходится сталкиваться страдающим и пишущим людям.
Александр Градский тест песни “О поэтах”.
Александр Городницкий текст песни “Антигалилей”, памяти В.С. Высотского.