Название статьи как у драматического жанра, — подумала я, когда написала заголовок. Так и есть, потому что это именно то, что испытывает человек с синдромом самозванца. Мучительный страх разоблачения, ощущение себя мошенником, независимо от того, сколько он знает, сколько прошел обучений, имеет дипломов и каков его опыт.
Немного исторического ракурса.
Синдром самозванца или правильно сказать “феномен самозванца”, впервые был описан двумя женщинами-психологами в 1978 году в статье с одноименным названием. Они заметили у успешных женщин несоответствие – то, какими они себя видели и тем, какими их видели другие люди. Несмотря на высокий уровень успеха, они были убеждены, что не настолько компетентны, умны и опытны, как могли подумать другие. Вместо того чтобы идентифицировать себя со своими способностями, они часто приписывали свой успех удаче, фортуне или неожиданному приливу энергии. (сюда же любимое некоторыми “Вселенная помогла”)
На сегодняшний день феномен самозванца получил широкое распространение в массовой культуре и, практически стал частью нашего бытия. С ним отождествляют любое свое несоответствие с чем- или кем-либо, неадекватность своих действий, ощущение себя “не в своей тарелке” и т.д.
Проблема феномена самозванца не в том, что мы его чувствуем, а в том, что он мешает нам что-то делать. (в этом предложении зашито решение).
Корень Зла, как бы это банально не звучало, произрастает из детства.
Для ребенка естественно чувствовать себя уязвимым и менее способным, чем его родители. Обычно это мотивация для получения новых знаний, умений и навыков. Однако у родителей на этот счет могут быть свои убеждения: а) ребенок с пеленок должен все знать; б) следовать картине мира родителя(ей). И всякий раз, когда ребенок не вписывается в эти установленные родителями рамки, он недостаточно… и далее следуют ответная реакция родителя, например, упреки, гнев, крик и ремень, отвержение.
Все, что делает ребенок недостаточно, неправильно, его намерения и усилия презираются, игнорируются либо неверно характеризуются. Если это происходит регулярно, этот негативный опыт усваивается и связь между действиями и результатом фрагментируется, а между ними создается “поле незнания” которое наполнено тревогой, страхом, неуверенность, уязвимостью, стыдом и виной.
Помните картину художника Фёдора Решетникова “Опять двойка”?
По выражениям лиц понятно, что чувствует каждый персонаж картины. Двойка – олицетворение стыда и позора для всей семьи, а значит и того, кто ее получил.
Зная о реакциях родителя(ей), последствия от двойки для ребенка могут казаться катастрофическими. Чтобы их избежать, ребенок будет пытаться защититься всеми возможными способами. Самый простой – обман.
Отсюда исправления оценок в тетрадях или дневнике, а то и исчезновение дневника при загадочных обстоятельствах. Таким образом ребенок учится прятать не плохие оценки, а свою уязвимость, свою некомпетентность в силу возраста, свои уже полученные знания и опыт, результаты, себя настоящего.Обмануть родителя, чтобы не разочаровать его и быть разрушенным им.
В дальнейшем это может стать динамикой выживания. Внутреннее чувство несоответствия то, какой я есть и то, каким меня хотели видеть родители, переносится на фантазию о том, как его оценивают другие во внешнем мире. Чтобы быть в безопасности, взрослый человек продолжает притворяться тем, кем он не является на самом деле. Чувство тревоги и уязвимости компенсируется чрезмерными амбициями, перфекционизмом, агрессивными проявлениями, стремлением к власти и контролю.
Исцеление возможно с признания своих страхов разоблачения, уязвимости и своего вынужденного отчуждения от себя настоящего.